Pure Desmond — Plays James Bond Songs (2020, Major Music)
cool jazz | contemporary jazz | film music
Пока весь мир провожает в последний путь первого Джеймса Бонда — Шона Коннери (25.08.1930 — 31.10.2020), есть предложение послушать джазовые версии песен из бондианы.
Саксофонист Лоренц Харгасснер родился в Вене, учился в Ганновере, Нью-Йорке (в том числе у саксофонистов Шеймуса Блейка, Мигеля Зенона и гитариста Питер Бернстина) и Берлине, а живет с 2007 года в Гамбурге. Квартет Pure Desmond основан в 2002 году и назван в честь Пола Дезмонда — музыканты ориентируются на его фирменный саунд "сухого мартини" и кул-джаз 60-х в духе коллабораций брубековского саксофониста с Джимом Холлом и другими гитаристами. Седьмая пластинка ансамбля пока что выпущена двумя порционными EP (в июле и в октябре) и только на онлайн-платформах — полноценный CD-релиз участники из-за отмены концертов не в силах финансировать из собственных гонораров, так что с конца октября запустили краудфандинг на платформе gofundme, на данный момент удалось собрать почти 4 тысячи евро из необходимых 9600. Концепция нового альбома впервые отходит от более традиционного джазового репертуара, охватывая композиции из бондовских фильмов с ранних 60-х по настоящее время.
Первую часть открывает заглавная композиция из до сих пор еще не вышедшей новой картины "Не время умирать": дата премьеры неоднократно сдвигалась еще до пандемии, с прошлого ноября на апрель теперь уже следующего 2021 года, но электропоп/R&B-баллада юной звезды Билли Айлиш все-таки была выпущена в феврале. Кавер-версия Харгасснера и товарищей придерживается скромной, минималистичной аранжировки без прикрас и наворотов, без импровизаций "от себя", обходясь вкрадчиво "пришепетывающими" саксофонными фразами и со вкусом расставленными акцентами от ритм-секции. Тема "Из России с любовью" 1963 года звучит ближе к дезмондовскому джазу той эпохи — в ритме босса-новы с фирменным щелканьем палочек по ободу малого барабана и мягкими гитарными аккордами в духе жобимовской Wave с того самого альбома Pure Desmond, подарившего название ансамблю. Шерил Кроу с песней "Завтра не умрёт никогда" была номинирована на Грэмми и Золотой глобус, уступив "Титанику" и Селин Дион — джазовая версия близка к оригиналу, гитарист Йоханн Вайс выдает классное приблюзованное соло, а ударник Себастьян Дойфель элегантно аккомпанирует одними щеточками.
Электроклэш Мадонны к фильму "Умри, но не сейчас" во втором EP-релизе контрабасист Кристиан Флор преобразил в цепляющий техно-грув, на фоне которого гитарное соло Вайса разворачивается с уклоном в нервную эзотерику. Пронизанную горькой иронией балладу We Have All the Time in the World для шестой серии бондианы "На секретной службе Её Величества" в оригинале спел не кто иной как Луи Армстронг, хотя здоровье уже не позволяло ему играть на трубе — это была одна из его последних записей перед смертью от сердечного приступа пару лет спустя. Сдержанное, теплое прочтение квартета Pure Desmond на контрасте с более современными номерами вполне можно было бы по ошибке принять за самого Дезмонда — Харгасснер очень красиво выводит тему и последующее соло, раскрывая терпковатое звучание того самого "сухого мартини". Пафосный рок-гимн You Know My Name Криса Корнелла (экс-Soundgarden) из "Казино Рояль" на удивление органично ложится в акустический джазовый мейнстрим, после малость фолкового вступления а-ля Greensleeves или Scarborough Fair переключаясь в драйвовый свинг с настойчивым шагающим басом и хлесткими тарелочками в аккомпанементе. Заглавную тему "Живёшь только дважды" изначально предлагали Фрэнку Синатре, но он сосватал на эту работу свою молодую дочь Нэнси. Знаменитую вступительную оркестровую фразу Харгасснер перенес в концовку своей кавер-версии, а открывается она подкупающим в своей искренности соло контрабаса, который затем аккомпанирует саксофону сперва одиночным пиццикато, а с появлением звенящих аккордов гитары переключается на протяжный смычковый "дрон".
Весьма достойная работа, заслуживающая внимания как поклонников джазового мейнстрима, так и бондиановских (и не только) саундтреков.
#cool_jazz #contemporary_jazz #film_music | #jazzulove